Портал «РБК. Кредит» провел круглый стол, посвященный особенностям и перспективам развития рынка автокредитования. Во время прямой аудиотрансляции в сети Интернет разговор с приглашенными экспертами слушали 22 тыс. 16 человек.
На заседании круглого стола были отмечены основные тенденции рынка автокредитования. Так, в последнее время банки значительно расширили свои продуктовые линейки, увеличили сроки, на которые можно взять автомобильный кредит, снизили процентные ставки.
«Первоначально у всех банков были одинаковые программы с 30-35%-ным взносом и максимальным сроком кредитования 3 года. Да и банков было немного», — вспоминает руководитель Musa Motors Finance.
«Нельзя сказать, что на начальном этапе развития автокредитования у клиента был какой-либо выбор по сравнению с тем, который есть на сегодняшний момент, — соглашается Елена Семенова, руководитель отдела кредитования и консалтинга „Независимость — Финсервис“. — В принципе нельзя сказать, какие программы были вначале более популярны и более востребованы клиентами, потому что существовала классическая кредитная программа, которая подразумевала первоначальный взнос не менее 30%, и, как правило, срок кредита ограничивался тремя годами».
Сегодня многие банки предлагают кредиты со сроком кредитования 7 лет и процентной ставкой — 9%. При этом огромное распространение получили так называемые спецпредложения — совместные программы банков и автосалонов, по которым процентная ставка даже может быть ниже. «Банки совместно с автосалонами разрабатывают специальные программы, которые либо относятся к определенным маркам, либо их предоставляют дилеры по договоренности с банками. Обратить внимание здесь надо на простоту оформления, на процентные ставки», — объясняет заместитель директора департамента розничного кредитования «Бинбанка» Антон Рудь.
На заседании круглого стола эксперты отметили еще одну тенденцию: услуга автокредитования позволила россиянам приобрести автомобиль лучший по качеству и, соответственно, более дорогой. В результате покупатели все больше отдают предпочтение автомобилям иностранного производства.
«Если раньше на автомобиль приходилось копить месяцами, годами, то сегодня можно прийти в любой автосалон и выбрать понравившийся автомобиль, и, не имея накопленных средств, приобрести его в кредит, — подчеркивает Александр Ильин, руководитель проекта „РБК. Кредит“. — За последние годы именно кредитование дало многим возможность стать обладателями дорогого и престижного авто, о котором можно было только мечтать, если бы не возможность покупки в кредит». «Автокредитование привело к тому, что у нас стали появляться очень многие бренды, которые раньше не были заявлены и в премиум-сегменте», — подтверждает Владимир Константинов.
Эксперты прогнозируют дальнейшее активное развитие рынка автокредитования. «Развитие автокредитования пройдет вне ценовой сферы, потому что определенных пределов банки уже достигли. Скорее всего, конкуренция будет идти в сфере услуг, дополнительных сервисов, которые предоставляет банк, а также в качестве обслуживания», — отмечает директор департамента розничного кредитования Московского кредитного банка Павел Ильин. «Такого резкого скачка, как в 2005 году, не предвидится, но автокредитование будет развиваться и дальше», — уверен заместитель директора департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет.
«Думаю, что в ближайшие три года это будет, как говорилось ранее, развитие автокредитования и кредитных программ на подержанные автомобили. Скачок можно будет наблюдать примерно в 2009-2010 годах, когда те заемщики, которые как раз попали в момент увеличения объемов продаж и увеличения объемов кредитования, будут менять автомобили», — прогнозирует Елена Семенова.