Авто в кредит? Легко! |
|
Скоро получить дешевый кредит на покупку автомобиля не сможет только ленивый. Украинцы, желающие обзавестись новым автомобилем, имеют возможность получить под это приобретение неприлично дешевые займы. Импортеры иномарок начали высаживать в Украине свои финансовые компании, которые собираются активно кредитовать покупателей, чтобы увеличить продажи своих авто.
После того как автолюбители смогут получать кредиты на авто под 1–5% годовых, они откажутся от услуг банков, предлагающих кредиты под 12–14% годовых.
Финансовое нашествие
Выход новых игроков станет главной тенденцией на рынке автокредитования в 2008 году. В этом сегменте начали активничать финансовые компании, связанные с производителями легковых авто. Так, на прошлой неделе было объявлено о создании в нашей стране «дочки» французской группы Renault — Renault Finance, которая займется кредитованием покупок всего модельного ряда Renault и Dacia. Хотя несколько раньше собственной фирмой обзавелась украинская корпорация «АИС» — «Еврокапитал», эксперты считают, что доминировать в данном сегменте все же будут иностранцы. «Полагаю, выходом одного предприятия дело не ограничится, и в Украине будут появляться новые финкомпании, входящие в группы и концерны крупных мировых производителей автомобилей. Это закономерный процесс — по мере роста продаж на нашей территории импортеры заводят сюда свои структуры. Они делают бизнес системным, руководствуясь простым принципом — зачем давать зарабатывать другим (в данном случае банкам), если можно заработать самим?» — пояснил происходящее в интервью «ДС» глава Всеукраинской ассоциации автомобильных дилеров и импортеров Олег Назаренко.
По словам экспертов, на протяжении 2008 г. на нашем рынке могут обосноваться еще три-четыре финансовых компании, представляющие импортеров легковых иномарок. Бум же в этом сегменте, согласно нынешним прогнозам, придется на 2009 г. Многие автомобильные группы в этом году будут лишь присматриваться к финансовому сегменту в нашей стране. «В ближайшее время мы не планируем создавать свою фирму в Украине. Хотя в перспективе такой вариант вполне возможен», — рассказала «ДС» специалист отдела финансового сервиса компании «Интеркар Украина Лтд.» (генеральный импортер Volkswagen) Анна Румянцева. «Не исключен приход на наш рынок и Toyota, которая имеет за границей сильную денежную составляющую. Это сейчас мировая тенденция — импортеры авто активно выводят финансовых «дочек» в страны, где они делают солидные продажи», — дополнил ее начальник департамента развития индивидуального бизнеса УкрСиббанка Иван Истомин.
Нечто подобное недавно произошло в сегменте спецтехники. Правда, импортерам таких машин больше по душе пришлась работа с финучреждениями другого класса — лизинговыми компаниями. «Например, Volvo через украинских дилеров предлагает услуги своей одноименной лизинговой компании. Такой способ фондируется на международных рынках капитала, благодаря чему процентные ставки выглядят заманчиво. И вообще на рынке финансирования покупок автотранспорта для международных перевозок, а также дорогой спецтехники украинские банки сегодня имеют незначительную долю», — рассказал «ДС» директор департамента банкинга малого и среднего бизнеса Укргазбанка Михаил Бодрецкий.
Банки доказали ненадежность
Предполагается, что у импортеров авто будут приблизительно одни и те же критерии для того, чтобы начать в нашей стране финансовый бизнес. «Выход на рынок Украины нашей структуры обусловлен тем, что здесь уже продается более 10 тыс. наших автомобилей. Как только этот показатель превышается, актуален приход представителей банка Renault в те страны, где продажи превысят $20 млн», — отметил председатель правления компании «Renault Украина» Ферид Аннаби.
Дополнительным стимулом для появления в нашей стране финансовых «дочек» автомобильных концернов стали недавние проблемы в сфере автокредитования. Напомним, что во время последнего бума автопродаж банки не смогли обслужить всех желающих водителей, которым приходилось за несколько дней записываться на встречу с менеджером и переплачивать за кредиты (чтобы сбить поток заемщиков, банкиры тогда поднимали ставки). «Иногда банки тормозили автокредитование из-за нехватки у них ресурсов. И в результате импортеры не выполняли свои планы по продажам. Разумеется, они не могли с этим мириться», — подчеркнул в беседе с «ДС» Олег Назаренко.
Заемщиков подкупят дешевизной
Банкиры не скрывают, что сегодня финансовые компании (ФК) станут для них сильными конкурентами. «При условии прихода на рынок нескольких активных финансовых игроков, имеющих возможность фондироваться на иностранных рынках капиталов, украинские банки могут лишиться значительной части своей прибыли в сегменте автокредитования», — считает Михаил Бодрецкий. Специалисты допускают, что для наращивания продаж машин импортеры станут откровенно демпинговать. «Они могут выдавать кредиты на авто под 1–5% годовых и при этом не наращивать доходность за счет дополнительных комиссий. Ведь на родине крупные концерны имеют очень сильные финансовые структуры и ресурсную базу. Главный же недостаток приходящих ФК — короткие сроки кредитования. Как правило, они укладываются в один–три года, что может устроить далеко не всех заемщиков», — сообщил «ДС» Иван Истомин.
Выживание банков из сегмента автокредитования будет особенно болезненным в этом году. «В 2008 г. темпы прироста портфелей упадут у всех банков из-за насыщенности рынка — прежних темпов придерживаться уже невозможно», — рассказала «ДС» заместитель председателя правления АКБ «Укрсоцбанк» Ирина Князева. Хотя банкиры обещают не сидеть сложа руки и по мере обострения конкуренции пересматривать условия автокредитования. В первую очередь клиентов постараются удержать снижением цен на кредиты. Правда, сейчас эксперты признают, что смогут понижать цены в основном на гривневые кредиты, причем делать это будут постепенно. Еще один ход, на который могут пойти банки, — упрощение требований к заемщикам.
Но даже несмотря на это, в 2008 г. отток автокредитования из банков в финансовые компании может составить порядка 10–15%. Бум в сегменте ФК в 2009 г., по мнению аналитиков, позволит им в три раза увеличить свою долю на автомобильном рынке. Первые итоги прихода в нашу страну «дочек» иностранных автомобильных групп специалисты собираются подводить в сентябре–октябре, поскольку именно на этот период должен прийтись пик продаж машин в этом году. Источник: ipoteka.net.ua |