Банки теряют позиции в автокредитовании |
|
Украинские банки, специализирующиеся на автокредитовании, рискуют быть вытесненными с рынка. Их функции возьмут на себя банки автопроизводителей.
Пока в числе первых - Renault Credit International Banque, однако уже в этом году число собственных финучреждений иностранных автокорпораций может вырасти до пяти. Стоит ли ждать передела на рынке автокредитования?
Недорогая машина для среднего класса - главный объект конкуренции мировых автомобильных гигантов на украинском рынке. Новые иномарки среднего класса раскупаются в Украине прямо с колес: спрос превышает предложение, и зачастую заказанный автомобиль приходится ждать месяцами. Вся соль в том, что практически за год заметно трансформировались как психология потенциального покупателя иномарки, так и структура всей "целевой аудитории".
Если еще год-два назад новая иномарка позиционировалась в основном как атрибут преуспевания или даже роскоши, то сегодня автоконцерны "пошли в народ", и иностранное авто превратилось, говоря словами незабвенных Ильфа и Петрова, в "средство передвижения". Иными словами, ситуация на украинском автомобильном рынке изменилась до неузнаваемости.
Вслед за иномарками подтянулись и специализированные финансовые учреждения автоконцернов, так называемые банки-монолайнеры, основная цель которых - кредитовать покупки автомобилей своих брендов.
Рыночный автопередел
До недавнего времени на украинском рынке автокредитования работали три группы игроков: львиная доля автокредитов, безусловно, принадлежала банкам; небольшую нишу в кредитовании автомобилей успели освоить кредитные союзы и иностранные финансовые компании. Например, финансовая компания <ПростоФинанс> (французская банковская группа Societe Generale) занималась исключительно финансированием автомобилей Renault и Dacia (обе марки производятся на заводе альянса Renault-Nissan). Еще в начале 2006 года, когда французская группа Societe Generale не смогла открыть банк на территории Украины и организовала свою финансовую компанию, участники рынка объясняли подобное сотрудничество <ПростоФинанс> с дилерами Renault не только общими французскими корнями, но и возможным зондированием почвы для вывода на рынок дочернего банка концерна Renault.
Закономерно или случайно, но именно так и случилось. В конце 2007 года на отечественный рынок автокредитования вышел Renault Credit International (RCI) Banque - банк-монолайнер группы Renault. По данным компании, банк уже представлен в 26 странах мира и финансирует около 43% продаж Renault в Европе. В Украине RCI Banque представлен коммерческим филиалом - RCI Financial Services Ukraine. Тем самым впервые на украинском рынке автокредитования начала работать собственная программа банка автопроизводителя.
RCI Financial Services Ukraine планирует профинансировать 25% общих продаж Renault и Dacia в 2008 году. Для этого даже разработана специальная программа автокредитования Renault Finance, партнером которой является Индэкс-Банк, также имеющий французские корни и входящий в международную финансовую группу Credit Agricole. В компании считают разработанную программу одной из самых конкурентоспособных на украинском рынке автомобильного кредитования благодаря кредитным ставкам и коротким срокам принятия решения. Однако на примере других стран эта программа все же не является классическим образцом работы банка автопроизводителя.
<Как правило, когда решается вопрос присутствия RCI Banque в той или иной стране, на первом этапе выбирается банк-партнер (в таком случае услугу кредитования фактически оказывает банк-партнер). На втором этапе, если это позволяют условия работы, с банком-партнером создается совместное предприятие. На третьем этапе речь может идти о присутствии RCI Banque в том виде, в котором он существует во многих странах Западной Европы>, - рассказали в украинском офисе компании Renault.
Пока ясно лишь то, что с выходом автопроизводителей с собственными банками на рынок украинским банкирам придется либо делиться своими заемщиками-автолюбителями, либо создавать собственные более конкурентные программы по автокредитованию. Пока наши банкиры настроены оптимистично. Ведь для того, чтобы банки-монолайнеры начали массовый выход на отечественный рынок, нужны минимальные объемы продаж на территории Украины. По мнению экспертов, они должны превышать 400 тыс. машин в год. Только в этом случае банк автопроизводителя задумается о выходе на наш рынок. Украина лишь в прошлом году перешагнула этот порог, продав почти полмиллиона новых авто. Еще в 2006 году этот показатель был в полтора раза меньше.
Важна и доля продаж автомобилей на рынке. Например, для того же Renault становится целесообразным приход собственного банка на рынок при достижении уровня продаж в 10 тыс. машин в год. При этом, по словам же PR-менеджера компании <Торговый дом <НИКО> (официального импортера Mitsubishi Motors в Украине) Алены Семыкиной, в 2007 году соотношение автомобилей, реализованных в кредит, и автомобилей с полной оплатой составило 57,1 к 42,9%. В 2006 году это соотношение представляло собой 55,3 к 44,7%. Начальник управления розничных продаж Эрсте Банка Виталий Позняк считает, что по числу автомобилей, приобретенных в кредит, Украина входит в первую десятку стран Европы. <В августе 2007 года рост автокредитов составил 53%. Это один из лучших показателей в Европе. Сегодня около 50% автомобилей в Украине приобретается в кредит, и этот процент постоянно растет. Традиционными лидерами по продаже авто остаются Киевская, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская и Одесская области. Наиболее популярны модели класса "С". Естественно, чем дешевле автомобиль, тем чаще его покупают в кредит. Но это не аксиома - например, Volkswagen Touareg покупают в кредит почти 40% потребителей>, - говорит Виталий Позняк.
Автолидерство
Продажи новых автомобилей на территории Украины растут самыми быстрыми темпами в Европе, на втором месте - Россия. Однако, несмотря на высокие относительные показатели, абсолютные объемы продаж новых авто и количество потенциальных автомобилистов в РФ в несколько раз больше, чем в Украине. Скорее всего, именно поэтому в России работают уже несколько банков-монолайнеров таких известных автопроизводителей, как Toyota, Nissan, DaimlerChrysler и BMW.
Правда, начали они свой выход на рынок тоже относительно недавно - лишь в 2007 году, и их основная цель - не эффективный банковский бизнес, а продвижение продаж автомобилей своей марки. По мнению российских экспертов, уже к 2010 году российский рынок автокредитования будут контролировать иностранные автобанки.
Мировые лидеры производства автомобилей с начала прошлого столетия используют кредиты автопроизводителей за счет внутренних ресурсов, что позволяет значительно увеличить объемы продаж машин. На практике это означает наличие дочернего финансового подразделения в структуре корпорации, которое непосредственно и занимается выдачей займов на авто. Преимуществом таких кредитов является их низкая стоимость для покупателя, то есть проценты за пользование ссудой практически вдвое ниже среднерыночных.
К примеру, General Motors владеет самым большим финансовым подразделением в автомире. General Motors Acceptance Corp (GMAC) была основана еще в 1919 году, через 24 года после учреждения самого концерна. Помимо автокредитования, компания занимается потребительским и ипотечным кредитованием, страхованием и перестрахованием. GMAC работает в 41 стране, а сеть компании насчитывает 700 офисов. С момента своего основания финансовое подразделение GM предоставило кредиты на сумму свыше $1 трлн. на покупку 150 млн. автомобилей, его активы составляют более $300 млрд. Аналогичная ситуация и с банками других автопроизводителей. Несмотря на дороговизну автомобилей, DaimlerChrysler Financial Services работает в 39 странах и имеет в своем портфеле порядка 10 млн. контрактов по автокредитованию, автострахованию и лизингу.
В украинской практике также была попытка создать <автобанк> - АИС-Банк, который входил в автокорпорацию АИС. Однако автокредитование не стало его основным видом деятельности, и банк был продан. На сегодняшний день отечественные автопроизводители не имеют собственных банков, но в структуре корпорации <УкрАвто> есть компания <Укравтолизинг> (ТМ <Экспресс-кредит>), которая работает для клиентов сети, предлагая широкий выбор кредитных предложений от множества украинских банков.
Впрочем, о собственных банках с недавнего времени начали задумываться даже в некоторых украинских компаниях-импортерах. Одним из таких является официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине <Торговый дом <НИКО>. По словам Алены Семыкиной, <на сегодняшний день в долгосрочные планы компании <Торговый дом <НИКО> входит создание собственного банка>. Но, принимая во внимание тот факт, что этот вопрос находится на стадии рассмотрения, пока о конкретных деталях создания такого финансового учреждения говорить еще рано.
Банки не уйдут
В существенную перестановку сил на рынке автокредитования банкиры не верят, так как основная доля украинского авторынка все же принадлежит отечественному производителю, который пока не в состоянии скопировать западные схемы из-за недостатка оборотных средств. Банки-лидеры автокредитования свои доли в данном сегменте упускать не захотят, что заставляет их уже сейчас разрабатывать новые условия сотрудничества. Сегодня конкуренция строится достаточно просто и банально. Кто дает дешевле ставку, соответственно такие условия считаются лучше.
На Западе это абсолютно не работает, причем уровень ставок приблизительно одинаковый у всех игроков. Выигрывает тот, кто дает больше сервиса. Поэтому конкуренция в дальнейшем будет строиться за счет дополнительного сервиса. По мнению банкиров, конкуренция в секторе автокредитования будет стимулировать украинские банки к расширению набора услуг.
Основным же банковским преимуществом украинских банков является комплексное обслуживание клиента, чего не могут предоставить узкоспециализированные финансовые структуры. <При оформлении кредита в универсальном банке заемщик может выбрать авто в любом салоне, тогда как при оформлении кредита в банке автопроизводителей выбор клиента ограничен определенной линейкой автомобилей, с которой работает этот банк. Кроме того, одним из преимуществ универсальных банков является развитая сеть, а это каналы погашения, получения сопутствующих услуг и так далее, что более выгодно и интересно клиенту>, - говорит начальник управления автокредитования Альфа-Банка (Украина) Станислав Висторопский.
С увеличением игроков участники рынка прогнозируют и удешевление автокредитов. <Потребитель, безусловно, выиграет, поскольку на рынке станет больше игроков, в результате чего усилится конкуренция, будут предлагаться более интересные условия не только за счет пересмотра ставок, но и за счет расширения предоставляемых финансовых услуг>, - считают в украинском офисе Renault. Аналогичного мнения придерживаются и в <Торговом доме <НИКО>: <Безусловно, потребители от этого выиграют, поскольку собственные банки автопроизводителей имеют огромный опыт автокредитования на ведущих рынках мира, а следовательно, смогут предложить потребителю самые лучшие кредитные продукты. Более того, они обладают огромными ресурсами и очень гибки к любым изменениям на автомобильном рынке, поскольку имеют с ним тесную связь>. Однако, по мнению Андрея Рыбалко, от количества игроков на рынке мало что зависит. <Процентная ставка в основном зависит от стоимости ресурсов. Но увеличение игроков скажется на расширении линейки продуктов автокредитования: покупка б/у автомобилей, Traid-in, Buy-back, кредиты на покупку водного, коммерческого, мототранспорта. Поток клиентов будет распределяться равномерно по всем банкам>, - заключает банкир. Источник: prostobank.ua |