Когда вводилось обязательное страхование автогражданской ответственности, большинство автовладельцев путали эту страховку со страхованием самого автомобиля. Это вполне объяснимо, ведь каждый в первую очередь думает о своей машине и только потом об ответственности за управление транспортным средством. ОСАГО все время находится в фокусе общественного внимания, в то время как страхование автомобиля автокаско временно отошло на второй план.
Этот вид автострахования имеется в арсенале всех страховых компаний. Автокаско предусматривает защиту не только в случае угона и дорожной аварии, но и компенсирует последствия взлома, грабежа, пожара, взрыва, стихийных бедствий, падения деревьев, нападения вандалов, террористических актов и прочих неожиданностей. Страховщики свидетельствуют, что добровольное страхование автомобилей – достаточно популярная и распространенная услуга. Полис ОСАГО защищает автовладельца от финансовых потерь, если он нанес ущерб другим участникам ДТП, а полис каско дает возможность компенсировать потери при восстановлении своей машины. Добровольную страховку теперь оформляют охотнее, в дополнение к обязательной.
Помимо каско, можно приобрести полис страхования добровольной гражданской ответственности, который, к слову, будет стоить дешевле, чем полис ОСАГО. «ДСАГО менее популярно среди автомобилистов, но интерес к нему растет из-за того, что на дорогах появляется все больше дорогих иномарок, от которых полис ОСАГО не всегда защитит полностью», рассказал заместитель директора по развитию агентской сети филиала ОСАГО «РЕСО-Гарантия» в городе Самара Сергей Морозов.
Что же касается урегулирования убытков по каско, то здесь возможно несколько вариантов. Страховщик может оплатить расходы по полису на восстановительный ремонт машины по представленным клиентом счетам из магазина запчастей и автосервиса. Некоторые страховые компании жестко устанавливают порядок компенсации по полису каско, в то время как другие дают клиентам возможность выбирать между денежной выплатой и ремонтом. По желанию клиента автомобиль может быть застрахован по всем рискам или только по некоторым.
Для того чтобы рационально застраховать автомобиль по каско, надо учесть множество нюансов. Как правило, большинство страховщиков не принимают на страхование автомобили отдельно по риску «угон». Согласно статистике, вероятность страхового случая по риску ущерба значительно выше, чем по угону. Таким образом, если для клиента неактуально страхование от ущерба, а лишь от угона, то скорее всего у него есть все основания предполагать, что вероятность угона достаточно высока. Кроме того, практика показывает, что данным видом страхования очень активно пользуются мошенники, поэтому вычленение данного риска из пакета неоправданно.
Сегодня страховые компании охотно страхуют автомобили любой марки массового производства. А вот к эксклюзивным образцам при заключении договора каско относятся с осторожностью – слишком велик риск угона редкой машины под заказ и очень дорог восстановительный ремонт. Обычно не страхуют спортивные машины, кабриолеты, автомобили, выпускаемые ограниченными сериями.
Страховщики также стараются не страховать от угона по автокаско дорогие иномарки, если они не оснащены надежными спутниковыми системами слежения, которые позволяют быстро разыскать угнанный автомобиль.
Еще одно препятствие для заключения договора – возраст автомобиля: машины старше десяти лет (а в некоторых компаниях – старше пяти) не принимаются на автокаско.
Владелец автомобиля может столкнуться с нежеланием страховщика страховать «праворульные» автомобили, автомобили с художественной графикой на кузове, кабриолеты и бронеавтомобили. Машины, страхуемые на период перегона, на срок менее трех месяцев, также трудно или очень накладно страховать. Попутно заметим, что страховщики крайне неохотно принимают на страхование такси, маршрутки, автомобили, передаваемые в аренду или прокат. Такое отношение объясняется высокой вероятностью наступления страхового события или более высокой по сравнению с обычными автомобилями стоимостью ремонта